Форензик — финансовые расследования

Внедрение современных технологий в развитие экономических отношений за последние годы в разы увеличило негативный рост числа случаев финансового мошенничества,  хищений материальной и интеллектуальной собственности. В первую очередь это коснулось организаций банковской сферы, в которой увеличился не только количественный, но и качественный рост преступлений, в том числе совершаемых с помощью интернет-технологий. Эта нарастающая тенденция выявила  реальную потребность коммерческих и государственных организаций в услугах квалифицированных специалистов, обеспечивающих не только экономическую и информационную безопасность, но и способных анализировать, прогнозировать и минимизировать риски в этой области. Эта же причина явилась следствием появления на рынке новых компаний, оказывающих услуги в сфере безопасности. Термины «форензик», «финансовые расследования» и «форензик-эксперт» появились на сайтах и рекламных буклетах коммерческих организаций, работающих в этой относительно новой для России области.  Обзор сайтов этих компаний показал, что данные термины используются иногда настолько привольно, что понятийно трактуются каждым владельцем сайта в зависимости от вида предлагаемых услуг на рынке – от бухгалтерского аудита до коллекторских услуг. Мы попробовали разобраться в причине такого широкого применения и толкования этих терминов. Отсутствие правовых норм-дефиниций в российском законодательстве, определяющих понятия «финансовое расследование», и тем более заимствованный термин «forensic», в данном случае не является единственным объяснением этой причины.

Форензик

В переводе с английского forensic означает «судебный», и используется в словосочетаниях в качестве прилагательного, для обозначения, например,  судебной или криминалистической экспертизы, а также в качестве существительного forensic expert — экспертов, работающих в этой области. Эти специалисты привлекаются в основном в уголовном судопроизводстве и криминалистике в качестве экспертов для исследований и оценки доказательств. С расширением квалифицирующих признаков финансовых правонарушений и экономических преступлений появилась необходимость и в экспертах, способных исследовать и оценивать доказательства сторон обвинения и защиты в уголовном процессе, а также с позиции своей компетенции определять является ли то или иное деяние преступлением, административным правонарушением или вообще не является таковыми. По разному роду причин коммерческие организации только в крайних случаях обращаются за помощью в правоохранительные органы за решением своих проблем, связанных с мошенничеством, да и не всегда существует необходимость доводить дело до суда. Бизнес-сообщество предпочитает решать такие деликатные вопросы самостоятельно, иногда силами своих штатных специалистов по безопасности, а если таковых нет, или их квалификация недостаточна, тогда обращаются за помощью в соответствующие компании.

Форензик эксперты

В обзоре мировой практики одни исследователи склоняются, что это юристы, другие считают, что forensic expert ближе к аудиторам. На наш взгляд, истина, как правило,  находится посередине, а точнее форензик эксперт это и юрист, и аудитор одновременно. Кроме того, forensic expert должен разбираться не только в бухгалтерской отчетности и юриспруденции, но и иметь глубокие знания во многих отраслях экономики, понимать бизнес-процессы, происходящие в них. С ростом числа киберпреступлений возникла необходимость привлечения для их расследования экспертов с глубокими знаниями в области IT-технологий. В результате появилось отдельное направление в расследованиях случаев финансового мошенничества — Data Forensic. 

DataForensic

Финансовые расследования

Нормы-дефиниции, раскрывающей понятие «финансовые расследования», в российском законодательстве нет. Тем не менее, можно согласиться с научным определением данного понятия, которое опубликовал в «Вестнике Финансовой академии» еще в 2003 году доцент кафедры «Налоговая полиция» Финансовой академии при Правительстве РФ Пименов Н.А.:

«Под финансовыми расследованиями как процессуальной деятельности следует понимать сбор, закрепление, всестороннее рассмотрение, изучение существенных, имеющих значение для дела обстоятельств совершенного нарушения, связанного с посягательством на отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений.»

При проведении финансовых расследований необходимо соблюдать законодательство о коммерческой, налоговой и банковской тайне, и помнить, что за его нарушение предусмотрена уголовная ответственность по ст. 183 УК РФ. Указанная статья предусматривает ответственность за два разных преступления с формальными составами:

1)      незаконное собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч.1);

2)      незаконное их разглашение или использование (ч. 2).

Необходимо обратить внимание на такие нормы, содержащиеся в данной статье УК, как незаконное собирание и использование  указанных сведений. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 183 УК, выражается в действии – собирание сведений, составляющих, в том числе банковскую тайну, незаконным способом. Незаконность получения сведений определяется  незаконностью способа их собирания. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК, выражается в альтернативном действии – в незаконном использовании сведений, без согласия их владельца. Использование – это получение любой имущественной или неимущественной выгоды (для себя или иных лиц) в связи с доступом к сведениям, составляющим, в том числе банковскую тайну.

Таким образом, для проведения финансовых расследований лицу необходимо обладать определенными юридическими правами и полномочиями, реализовать которые возможно только в строгом соответствии с процедурными нормами. Такой компетенцией в России наделен специальный уполномоченный орган — Федеральная служба по финансовому мониторингу, сокращенно Росфинмониторинг.

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Эту службу иногда называют «финансовой разведкой», что не совсем корректно, поскольку термин «разведка» в общепринятом и полном смысле этого слова подразумевает наделение службы специальными полномочиями в проведении оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Росфинмониторинг – это, в первую очередь, мощная федеральная аналитическая служба, имеющая в своем распоряжении базу данных, в которой, начиная с 2002 года, хранятся и ежедневно накапливаются сведения об операциях и сделках юридических и физических лиц, подлежащих обязательному контролю, а также сведения об операциях, признанных подозрительными. В проведении финансовых расследований и макроэкономических исследований Росфинмониторинг использует современные аналитические инструменты, взаимодействует с правоохранительными органами, а также с налоговой, таможенной и другими федеральными службами.  За годы своего существования Росфинмониторинг показал свою эффективность и пользуется заслуженным авторитетом в правоохранительных органах. Последними, на основании полученных сведений от Росфинмониторинга, было заведено и раскрыто большое количество уголовных дел, связанных с экономическими преступлениями и легализацией доходов, полученных преступным путем.emblem-fsfm

В последнее время наметился существенный сдвиг в расширении области компетенции службы. В ней создан Центр по оценке рисков после того, как в июне 2012 года Указом Президента РФ Росфинмониторинг получил функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.

Россия с 2003 года является полноправным членом ФАТФ (FATF).

ФАТФ — группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Межправительственная организация, которая разрабатывает мировые стандарты в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансирования терроризма (ПОД/ФТ). Кроме этого, одной из задач ФАТФ является оценка соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ являются 40 основных и 9 специальных рекомендаций, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет.

В качестве рекомендации ФАТФ в июне 2012 года опубликовал в виде отчета «Руководство ФАТФ по финансовым расследованиям: оперативные вопросы», с которым можно ознакомиться по ссылкеЭтот отчет в основном подготовлен для тех стран, в которых подразделения финансовой разведки (ПФР) входят в блок правоохранительных органов, и наделены полномочиями в проведении ОРД и специальных мероприятий.

Кроме Росфинмониторинга, финансовые расследования проводят правоохранительные органы. В МВД России эта компетенция Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, до реорганизации 2011 года в МВД России — Департамент экономической безопасности (ДЭБ МВД России). В ФСБ России - Служба экономической безопасности (СЭБ ФСБ России). Существенным значением для проведения полноценного финансового расследования этими подразделениями является такой процессуальный момент, как возбуждение уголовного дела по фактам финансовых правонарушений. Главное преимущество Росфинмониторинга — это возможность установить за считанные часы картину и характер предикатного экономического преступления, выявить предполагаемые источники преступного дохода и факты его легализации. Необходимо отметить, что сведения, переданные Росфинмониторингом на основании ст. 8 Федерального закона №115-ФЗ в правоохранительные органы, не могут являться доказательством в суде, что на наш взгляд, негативно сказывается на ходе дальнейшего расследования, так как существенно увеличивает время следствия по уголовному делу, заставляя следователя практически заново заниматься сбором доказательств. Возможно, в будущем законодатель учтет этот дублирующий фактор и устранит это препятствие с целью повышения эффективности борьбы с отмыванием преступных доходов.

Вывод

Таким образом, мы выяснили, что российское законодательство содержит существенные процедурные ограничения в проведении финансовых расследований, в основном регламентируя процессуальную деятельность государственных правоохранительных органов. Что касается коммерческих организаций, которые проводят такие расследования, то они в своей работе должны соблюдать нормы законодательства о защите коммерческой, налоговой и банковской тайны, а также Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О персональных данных».