Комплаенс

Комплаенс в переводе с английского compliance означает «согласие», «соответствие»,  «повиновение».  Термин «комплаенс» заимствован  российскими кредитными организациями от крупных западных банков, и применяется преимущественно в финансово-банковской сфере.  Определяется термин «комплаенс» в данной среде, как действие в строгом соответствии указаниям нормам закона, внутренних правил и деловой этики.

В октябре 2010 года Базельский Комитет по банковскому надзору опубликовал обновленные Принципы совершенствования корпоративного управления в банках. Документ содержит рекомендации в отношении построения в кредитных организациях эффективной системы корпоративного управления. В соответствии с Принципами, в банке должны быть реализованы функции риск-менеджмента, комплаенс и внутреннего аудита. Каждой функции должны быть предоставлены достаточные полномочия, ресурсы, независимость и возможность непосредственного контакта с высшими органами управления. Руководство кредитной организации должно, в том числе, принять и осуществлять мониторинг внедрения и исполнения политик и процедур, относящихся к функциям риск-менеджмента, комплаенс и внутреннего аудита. Таким образом, согласно Принципам Базельского Комитета, банкам настоятельно рекомендуется выстраивать комплаенс-функцию отдельно от остальных функций, включая внутренний аудит. Направлений комплаенс много, но для для банковского сектора по степени комплаенс-рисков и тяжести последствий от санкций, предусмотренных за нарушения требований законодательства, в первую очередь, имеет значение комплаенс-функция в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, сокращенно ПОД/ФТ.

История

В российском законодательстве термин «комплаенс» в настоящее время отсутствует, при этом, этот термин использовался в узком смысле в течение короткого периода времени – с конца 90-х до середины 2000-х годов, в том числе основным регулятором банковской деятельности – Банком России. По-существу, впоследствии «комплаенс» был заменен на термин «внутренний контроль», что на практике явилось формальным подходом к соблюдению требований банковского законодательства. Это стало результатом победы, так называемого «либерального крыла» экономического лобби, ставившего своей целью уничтожение какого-либо внешнего контроля, в том числе над деятельностью российских банков. К числу побед этого лобби, безусловно, можно отнести ликвидацию налоговой полиции и службы валютно-экспортного контроля. Функции последней были переданы коммерческим банкам. В результате ослабления надзора, многие банки стали инструментарием в руках коррупционеров и расхитителей государственного, региональных и муниципальных бюджетов. Как грибы после дождя выросли финансовые структуры, которые специализировались на выводе бюджетных средств в «теневой» сектор экономики, «обналичивании» и выводе денежных средств за рубеж. Финансовые преступления, как цунами, захлестнули все отрасли экономики и повседневной жизни страны – от предприятий ЖКХ до государственных корпораций. Незаконная банковская деятельность вылилась в создание многочисленных межбанковских и внутрибанковских схем, приобрела угрожающий характер.  Именно в период, начиная со второй половины 2000-х до 2012 года, масштаб хищений и коррупции возрос в геометрической прогрессии.

Изменения в законодательстве

Начавшаяся «чистка» банков с приходом Набиуллиной Э.С. на пост Председателя Центрального Банка РФ, из-за вышеуказанных угроз явилась вынужденной мерой по предотвращению коллапса экономики страны, в которой банковская система априори играет ключевую роль.  Следствием перемен в направлении вектора деятельности Банка России по борьбе с незаконными банковскими операциями, явилось принятие законов,  способствующих усилению валютно-экспортного контроля, а также противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Так, был принят закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ, внесший ключевые изменения в работе банковского сектора экономики. В части валютного законодательства в УК РФ была добавлена статья 193.1, которая ввела уголовную ответственность за  совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов. Именно с использованием «липовых» контрактов и паспортов сделок переводится основная часть валютной выручки на счета оффшорных и «подставных» фирм клиентов российских банков.  Кроме того, этим законом, наконец, был разрешен казус, существовавший до этого в российском «антиотмывочном»  законодательстве, а именно, были исключены изъятия в Федеральном законе №115-ФЗ, касающиеся налоговых преступлений, которые ранее не являлись предикатными по отношению к легализации.  

Мало кто задумывался, но с момента принятия закона №115-ФЗ, существовал парадокс, который заключался в том, что налоговые преступления не являлись, по логике, преступлениями! Дело в том, что согласно ст. 1 УК РФ уголовное законодательство Российской Федерации состоит из статей,  включенных в Уголовный Кодекс. Однако доход, полученный в результате налоговых преступлений, до принятия изменений в 115-фз не являлся по сути преступным! Т.е. существовало противоречие — если доход от деяния, признаваемым уголовным законодательством как преступление, не является преступным, то почему тогда само деяние является преступлением, ведь целью и результатом совершения налогового преступления является именно этот доход?

Возможно, некоторые юристы могут нас упрекнуть в подмене понятий в таком рассуждении, считая, что никакого противоречия в предыдущей редакции 115-фз не было, и доход от налоговых преступлений всегда признавался преступным, просто ранее этот доход не учитывался при его легализации. Между тем на практике подавляющая часть легализации теневых доходов приходится на использование схем так называемой «налоговой оптимизации».

Одним из важных нормативных актов, подтверждающих серьезность намерений Центрального Банка России в борьбе с недобросовестными кредитными организациями, это принятие Инструкции Банка России № 139-И «Об обязательных нормативах банков», которая вступила в силу с 1 января 2013 года. Для «непосвященного» обывателя данный документ мало о чем говорит, но аналитики банковского сектора прекрасно понимают, что время, когда некоторые владельцы банков использовали средства своих вкладчиков на кредитование своего личного бизнеса, подобно тому, как они в детстве это делали со своей личной «свиньей-копилкой», подходит к концу. Именно это нарушение, наряду с несоблюдением 115-ФЗ, в настоящее время является основным поводом для отзыва лицензий у банков.

Кредитование бизнеса владельца банка

Решения

Оказание комплексных услуг банкам и микрофинансовым организациям в области управления рисками и соблюдения нормативных требований ПОД/ФТ, в том числе:

  • Аудит служб комплаенс–контроля и подразделений финансового мониторинга организаций.
  • Разработка и внедрение стратегии управления рисками в политику корпоративного управления и принятия решений в области ПОД/ФТ. 
  • Анализ и выявление рисков, снижение уровня избыточной сложности организационных структур комплаенс–контроля и подразделений ПОД/ФТ.
  • Разработка локальной нормативной базы в области комплаенс-контроля и ПОД/ФТ с учетом индивидуальной структуры кредитной организации, в т.ч. Правил внутреннего контроля (ПВК), регламентов взаимодействия подразделений, технических регламентов и заданий по усовершенствованию автоматизированных банковских систем (АБС) по ПОД/ФТ, положений, должностных инструкций.
  • Обучение сотрудников подразделений кредитных организаций в области ПОД/ФТ, в т.ч. методологиям определения бенефициарных владельцев клиентов кредитных организаций, выявления подозрительных и сомнительных операций, анализа конверсионных сделок и контрактов ВЭД, типологий схем легализации.